Поэтическая техника И. Я. Франко

Украинское литературоведение поддерживало едва теплящуюся традицию, основы которой закладывал И. Франко и которая через политическую изоляцию Украины и засилья односторонней марксистско-ленинской методологии не могла наращиваться так интенсивно, как это происходило в странах Центральной Европы и Америки.

Тот факт, что концепция поэтики произведений словесного искусства Франко имплицитно содержит в себе основные основы рецептивной эстетики, подтверждается типологическими восхождениями ряда ее элементов с поэтикальными системами в Индии, как это убедительно, на наш взгляд, показал И. Папуша.

Рецептивная эстетика, как справедливо утверждает А. Дранов, своим происхождением является реакцией на имманентную эстетику, на доктрины автономности, эстетичной самодостаточности искусства. Ее приверженцы отказались от классических канонов и норм как критериев оценки художественных произведений. В этом моменте — прибавим — литературно-критическая практика Франко полностью совпадает с основным пафосом их работ. Рецептивная эстетика как течение (одно из течений) междисциплинарных поисков в сфере гуманитарных наук за последние 30 лет, уже теперь дифференцируется на несколько тенденций. Ее историки (в частности И. Кляйн) выделяют такие: 1) теоретико-познавательная (феноменология, герменевтика); 2) описательно-реконструктивная (русские формалисты, структурализм); 3) эмпирически-социологическая (социология вкуса и восприятия); 4) психологическая (изучение психических процессов и механизмов рецепции); 5) коммуникативно-теоретическая (семиотические исследования); 6) социально-информативная (социальная роль СМИ).

Когда же из рецептивной эстетики выделять рецептивную поэтику, о чем говорилось выше, то можно ее трактовать как отдельную (седьмую в перечне И. Кляйна) тенденцию-разветвление. В этом направлении пошла «Вроцлавская школа» исследователей (Я. Славинский, М. Гловинский, А. Окопень-Славинская, Е. Бальцежан, Р. Гандке). По-своему реагируя на распространенную в Европе и США структуральную поэтику, они разрабатывали историческую поэтику на базе эстетично-функционального коммуникативного подхода к рассмотрению текстов художественной литературы. Опубликованная в 1971 году статья Э. Бальцежана «Perspektywy «poetyki odbiory» (Перспективы поэтики восприятия) уже выразительно направляла общетеоретические выкладки рецептивной эстетики не на историко-литературные процессы, а на конкретное произведение, его поэтику. Автор брал тогда словосочетание «поэтика восприятия» еще в кавычки, подчеркивая этим рабочий характер термина. Он учитывал расплывчатость и многозначность на начало 60-х годов понятия «поэтика» (теоретически-прагматическая; нормативно-историческая; имманентно-сформулированная; структурально-функциональная), популярность теорий коммуникативных процессов и брал за исходный пункт своих раздумываний тезис: автор существует не только внешне (вне текста), а и как «внутренняя (семантическая) конструкция произведения». Читатель (odbiorca — приемник) — также, так как «прежде чем появится физический читатель — в самом произведении уже существует его проекция, гипотеза на его тему». Рассмотрение всех элементов строения произведения с точки зрения адресата (внутреннего, потенциального и внешнего, физического читателя) приводит к новой системе уже известных понятий, так как они обнаруживают в ситуации межличностной, межиндивидуальной коммуникации дополнительные смыслы. Выявление, характеристика и описание этих смыслов является, по мнению Э. Бальцежана, задачами «поэтики восприятия». Поэтому, продолжает он, «каждый элемент произведения можно трактовать как задачу (выделение автора) для читателя». С такой точки зрения каждый элемент имманентной поэтики произведения можно описывать как «апелляцию» к читателю, как указание на выполнение определенной семиотической операции (например, эллипсис содержит задачу: это сокращенное выражение наполняй пропущенными элементами; инверсия: заметить разницу между общепринятым для языка и установленным здесь порядком слов и т. д.). Поэтика восприятия (влияния) должна, предлагал Бальцежан, опираться на понимание соотношения знака и значения, языковых оппозиций, на теорию М. Бахтина о «многоголосии художественного произведения», о «чужом слове», на достижения «психолингвистики». С этой точки зрения учета литературоведом, который исследует, описывает поэтику произведения, достижений психологии не нужно трактовать как «позорную измену» собственному литературоведению. Отработанная таким способом поэтика станет «продуктом перевода теории лица на систему понятий науки о литературе».

О плодовитости научного предложения Э. Бальцежана свидетельствует то, что его статья, которая впервые появилась в печати в 1971 году в научном сборнике, была через 17 лет перепечатана в двухтомнике избранных сочинений по теории литературы польских филологов (упомянутые уже «Problemy teorii literatury», 1987). Такое же произошло и с разработкой проблемы Ришардом Гандке. Он в 1974 году в журнале «Teksty» (тетрадь 6) опубликовал статью «Oddzialywanie literatury w perspektywie odbiorcy (Влияние литературы в перспективе читателя)», а в 1982 году издал монографию «Utwor fabularny w perspektywie odbiorcy» (Фабульное произведение в перспективе воспринимающего)», в которой эта статья вышла одним из разделов.

Упоминавшаяся уже работа Г. Клочека («Поэтика и психология», 1990) подытоживала наблюдение и раздумья украинского литературоведа, который уже без нерешительности ввел термин «рецептивная поэтика». Он не только очертил ее «контуры», а и апробировал методику реализации рецептивной поэтики в своих исследованиях по поэтике: «Душа моя солнца намечтала…»: «Поэтика «Солнечных кларнетов» Павла Тычины» (К., 1986) и «Поэтика Бориса Олейника» (К., 1989). К классике рецептивной поэтики Г. Клочек зачислил «три выдающихся явления в истории отечественной науки — эстетику и поэтику О. Потебни, трактат И. Франко «Из секретов поэтического творчества» и «Психологию искусства» Л. Выготского.

Итак, имея сегодня достаточно разработанную рецептивную эстетику, очерченную в общих контурах рецептивную поэтику, можем уверенно утверждать, что в украинской филологически-эстетичной мысли, прежде всего, в наследии Ивана Франко, постепенно нагромождались наблюдения, идеи, догадки, выводы и обобщения, которые составляют теперь надежный фундамент рецептивной теории в двух ее проявлениях — общеэстетичном и конкретнопоэтикальном.

И. Я. Франко как писателя, литературного критика, историка литературы и культурно-политического деятеля интересовала общественная роль искусства, его эстетичная влиятельная сила (катарсис). Поэтому его взнос в становление рецептивной эстетики и поэтики многогранный, исторически прочный.

Еще раз повторим самые характерные для концепции Франко слова: «Поэтическая техника, опертая на законах психологической перцепции и ассоциации, говорит нам, что сие лучше всего постигается простейшими способами, комбинациями конкретных образов, но так упорядоченными, чтобы они, будто нехотя, затрагивали самые тайные струны нашей души, чтобы открывали нам широкие горизонты чувства и жизненных отношений».

Если «перевести» терминологию Франко современным языком науки о литературе, то можно сконструировать такие соответствия. «Поэтическая техника» (имманентная поэтика произведения) рожденная законами «перцепции» (восприятие) и ассоциации, которые лежат в основе «комбинации» (сопоставлений и противопоставлений, оппозиций) «конкретных образов»; те же «упорядочиваются» (вводятся в композицию произведения согласно авторскому замыслу и ориентациям на потенциального адресата (реципиента), и в «душе» (духовном мире) (воображении) физического читателя (возбуждают подсознательно, сознательно «самые тайные струны») (архетипы, индивидуально приобретенный чувственно рациональный опыт); «открывают нам» (читателям, которые определенным образом идентифицируются с автором) «широкие горизонты чувств и жизненных отношений» (на сформированный во время писания произведения» горизонт ожидания автора накладывается горизонт ожидания читателя). Так выглядела бы «сформулированная поэтика» (сформулированная словами И. Франко и современных теоретиков рецептивной эстетики), которая не очень расходится с «имманентной» поэтикой его художественных произведений.

Вера Боднар

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Поэтическая техника И. Я. Франко. И в закладках появилось готовое сочинение.